29 июня 2022
784

Рулевая рейка автомобиля – узел, необходимый для управления передними колесами авто. Именно с ее помощью водитель может с легкостью совершать маневры на дороге и объезжать препятствия. Она, как и любой элемент автомобиля, имеет свойство изнашиваться в процессе эксплуатации или по иным причинам приходит в неисправное состояние, что существенно влияет на управляемость автомобиля и безопасность участников дорожного движения.

Какие признаки неисправности рулевой рейки точно уведомят о поломке, какие тому могут быть причины – найти ответы на эти, и многие другие вопросы поможет данная статья.

Типы реек

С момента создания первого автомобиля и рулевой рейки, она постоянно эволюционирует. Всего встречается три основных типа рулевых реек:

Классическая рулевая рейка. При ее наличии управление автомобилем становится не такой уж и простой задачей: для поворота руля необходимо приложить немалые усилия. Встречается на большинстве ВАЗ 2106 или ВАЗ 2107;

Рулевая рейка с гидроусилителем руля (ГУР). Отличается от классической только легкостью поворота руля, благодаря специализированному насосу и замкнутому контуру с сальниками. Эта конструкция существенно упростила управление автомобилем;

Рулевая рейка с электроусилителем руля (ЭУР). В данном случае у вала расположен электрический двигатель с шестерней, которые помогают синхронно совершать маневр, как только происходит отклонение колес от привычного положения.

Иными словами, принцип работы рулевой рейки любого типа идентичен. Она передает вращающий момент с руля на тяги для синхронного поворота колес в нужном направлении.

Признаки неисправности рулевой рейки

РУЛЕВАЯ РЕЙКА: ПРИЧИНЫ И ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ, изображение №1



Неисправность рулевой рейки отрицательно сказывается на управлении автомобилем и может привести к малоприятным последствиям. Из-за серьезности последствий каждый водитель должен знать признаки неисправности рулевой рейки. А именно это:

  • Стук неизвестного характера с передней части автомобиля, а именно с центра при проезде через неровности или повороте;
  • Движение руля в разные стороны без существенного изменения направления движения;
  • Звуки неизвестного характера в движении автомобиля;
  • Масляные пятна под автомобилем;
  • Руль не возвращается в исходное положение после совершения маневра или делает это с трудом;
  • При совершении маневра нужно приложить больше усилий для поворота руля, чем раньше;
  • Вибрация, которая отдается в руль при езде по неровному покрытию;
  • Автомобиль «гуляет» из стороны в сторону и нуждается в постоянной корректировке положения руля.

Однако у рулевой рейки с ГУР и ЭУР есть существенное отличие: рулевая рейка с ЭУР практически не имеет признаков, помогающих определить исправность агрегата. Она просто полностью выходит из строя. В защиту рулевой рейки с ЭУР стоит уточнить, что конструкция довольно надежная и ее неисправность встречается довольно редко.

Причины неисправности рулевой рейки

Рулевая рейка автомобиля – конструкция довольно надежная, но все же имеет небольшой перечень причин, по которым она может выйти из строя.

Существует 3 основные причины, по которым вы можете услышать стук в рулевой рейке. Это износ червячной пары (распределителя), износ зубчатой части вала, выработка вала по втулке.

Так, самым нагружаемым узлом в ее конструкции является сцепление между шестерней и зубчатой основой. Соответственно, здесь со временем могут разрушиться зубья — частично и даже полностью. Это можно понять по стуку при удержании руля во время проезда по неровностям.

Когда образовалась выработка во втулке. За счет коррозии, вследствие попадания влаги появляется внутри абразив, который и «съедает» втулку. Неисправность устраняется методом замены из специального ремкомплекта.

Еще одна причина поломки — износ наконечника рулевой тяги или всей тяги полностью. Случается это вследствие разрыва пыльника и вымывание смазки. Обычно эти детали ремонту не подлежат, и соответственно, их меняют на новые. Аналогично и с шаровым наконечником.

Тяга находится в пыльнике, который со временем или под воздействием внешних факторов может потерять целостность. Соответственно, в него попадает пыль, грязь, вода, что играет роль абразива. При движении абразив значительно изнашивает тягу и грязь попадает в рейку, разбивая ее.

Почему возникает неисправность рейки с ГУР

Ржавление вала. Современные производители не всегда делают приводной вал рулевой рейки из качественного металла, и уж тем более не наносят на него большой антикоррозионный слой. По этой причине зачастую происходит ржавление корпуса вала, который «ходит» по сальникам. Из-за этого толщина вала уменьшается и может появиться течь жидкости гидроусилителя со всеми вытекающими последствиями. Зачастую ржавеет после длительной стоянки автомобиля, например, в осенне-зимний период.

Износ резиновых уплотнителей системы ГУР. Это касается как непосредственно сальников и уплотнителей в рейке, так и соединений, находящихся в других частях системы, например, в районе расширительного бачка. Со временем или под воздействием механических причин (дубления, перегрева) резинотехнические изделия теряют свои свойства, из-за чего могут пропускать жидкость, и, соответственно, ее уровень в системе будет снижаться.

Частичный выход из строя насоса ГУР. Обычно это происходит по естественным причинам (износ) или же при использовании некачественной жидкости для гидроусилителя. В частности, насос ГУР сильно изнашивается при частых значительных поворотах колес, особенно в ситуации, когда машину с вывернутыми колесами оставляют в таком положении на долгую стоянку.

Неисправность клапанов распределителя. Это приводит к неправильному движению жидкости по системе, и соответственно, работе усилителя.

Повреждение поршневой системы гидроцилиндра. Из-за этого не будет создаваться необходимое давление в системе.

Ослабление или обрыв приводного ремня насоса. Если ремень оборвался полностью — то и насос работать не будет, эта поломка является критичной. Однако зачастую ремень просто растягивается (изнашивается) со временем, поэтому может проскальзывать на шкивах, из-за чего не передавать насосу необходимую для нормальной работы угловую скорость. Соответственно, насос не будет создавать необходимое давление в системе.

Выработка корпуса — эта причина возникает только на рейке с гидроусилителем. Канавки внутри на корпусе появляются вследствие редкой замены жидкости. Появляются примеси износа металла которые налипают на тефлоновые кольца. Такой абразив словно рашпилем съедает корпус и устраняется только заменой рейки. Проблема не критичная, но мало приятная, ведь у вас будет постоянный стук в рулевой.

Причины неисправностей рейки с электроусилителем

Причинами выхода из строя электрической рулевой рейки могут быть неисправности следующих узлов, входящих в его состав:

Электронный блок управления. Он отдает команды на электродвигатель на основании полученной информации от поворотных датчиков. Блок выходит из строя крайне редко, однако иногда, что называется, может «заглючить». Бывают и экзотические вариант, например, попал камушек на пластиковую крышку, сделал трещину, и сквозь нее начала попадать влага внутрь корпуса. Как результат — окисление контактов электронного блока. Его ремонт в домашних условиях невозможен, поэтому за помощью нужно обратиться в автосервис.

Реверсивный электродвигатель с червячным приводом. Это основной исполняющий механизм, который приводит в движение вал. Как и всякий электродвигатель, он имеет ряд типовых возможных неисправностей — износ графитовых щеток, замыкание либо обрыв проводки якоря, износ опорных втулок. Обычно двигатель можно починить в автосервисе.

Червячный привод. В частности, червячная шестерня — она может износиться или в ней стираются зубья. Как правило, в этом случае выполняют замену соответствующего узла.

Поворотные датчики и шлейф. При их выходе из строя или некорректной работе нарушается работа всего ЭУР. Как результат вы получаете неправильный или запоздалый отзыв на поворот руля. Электроника не понимает с каким усилием и какую сторону вам нужно помогать крутить. В зависимости от типа датчиков (аналоговые или цифровые) причиной такой поломки может быть износ, из-за чего появляется увод от центрального положения либо повреждение шлейфа и тогда усилитель вообще отключается в определенный момент.

Втулки и подшипники. Со временем внутренние втулки электроусилителя могут частично выйти из строя, что приводит к гулу при его работе. Износ втулки приводит к закусыванию или даже заклиниванию рулевого механизма. Зачастую руль при этом начинает вибрировать при поворотах. если же износился подшипник электромотора из-за попадания влаги, то вы начнете слышать завывание при поворотах.

Ремонтировать или ставить новую

Ответ на вопрос о ремонте или замене на новую рейку неоднозначный и требует комплексного подхода. Самый дорогой, но надежный вариант — замена на оригинальную запчасть. Но такая возможность есть далеко не у всех.

Большинство же автолюбителей покупают так называемые неоригинальные рейки либо контрактные, но еще в хорошем состоянии.

Еще один вариант — обращение в проверенный автосервис — это весьма неплохой вариант ремонта, позволяющий неплохо сэкономить и быть уверенным в качестве выполненной работы. Сервисные центры обычно дают гарантию на ремонт агрегата 6 месяцев или 20 тыс. км (в зависимости от того, что наступит раньше).

Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
Белгород
Работаем для вас с 9:00 до 19:00